Хостинг ждет новая жизнь
Говорят, что хостинг-провайдеры вымрут, потому что программные продукты для бизнеса переедут в «облака», а хостинг станет просто бесплатным приложением к ним. Я считаю иначе: сайты станут более разнообразными и специфическими, а, значит, универсальных облачных продуктов не хватит на всех, а хостинг-провайдеры не просто не вымрут - они расцветут.
Золотая пора хостинга прошла. Когда-то даже владельцам личных интернет-страниц были нужны услуги хостинг-провайдеров, но сейчас почти все они переселились в социальные сети. Компании со штатом до пяти человек тоже не хотят арендовать железо: сайты-визитки создаются онлайн в «конструкторах сайтов» или вообще не создаются - микробизнес тоже переселяется в соцсети.
Средний бизнес туда же: когда-то фирмы создавали свою CRM-систему, которая хранилась на хостинге, а теперь компании чаще покупают какой-нибудь готовый продукт: например, «Битрикс24» или «Мегаплан». От включенной в хостинг электронной почты среднего размера компании часто тоже отказываются и переходят на gmail.com или mail.ru.
Крупный бизнес не отстает. Компании-гиганты, которые раньше арендовали серверы в дата-центрах у хостинг-провайдеров, взяли моду переходить на «частные облака» - собственные дата-центры. Самыми первыми это стали делать крупные банки: у них уже давно есть собственные серверы. Другой получивший распространение у крупных компаний вариант - аренда виртуального-дата центра у таких же компаний-гигантов, производящих железо, например, IBM или Dell.
Сейчас рынок хостинга, кажется, похож на падающую комету. Она летит через космос, и от нее отламываются и разлетаются в стороны куски - побольше и поменьше. Это сегменты рынка хостинга, которые этот рынок теряет или уже потерял. Все идет к тому, что провайдерам могут остаться всего два сегмента: разработчики интернет-стартапов и представители среднего интернет-бизнеса - например, интернет-магазины. Думаете, ситуация для хостинг-провайдеров плачевная? Не торопитесь с выводами!
По данным Parallels, облачный рынок России в 2012 году составит 466 млн долл. (в этот рынок корпорация включает все, что связано с хранением данных в сети, то есть все части кометы), а на веб-хостинг будет приходиться немногим более 100 млн. долл. К 2015 году объем рынка составит 1,1 млрд долл. - рынок вырастет вдвое, но и доля веб-хостинга на нем вырастет пропорционально рынку и даже выше - на 27%. Объем сегмента веб-хостинга в 2015 году, по прогнозам Parallels, составит 209 млн долл.
Странное дело: хостинг-провайдеры уже потеряли и еще потеряют множество клиентов, которые предпочтут классическому хостингу другие услуги. Сам хостинг станет всего лишь частью большого рынка, который он когда-то, наоборот, в себя вмещал. Но при этом компания, которая является в теме хостинга признанным мировым экспертом, прогнозирует удвоение рынка за три года.
Разгадки здесь две. Первая просто ошеломляет: только 37% компаний в России имеют веб-сайт, и только 67% из них пользуются услугами хостеров. Значит, через почти два десятка лет существования рунета, в нем все еще продолжается бурный органический рост. Вторая причина роста в том, что у хостинг-провайдеров хоть и останется, возможно, всего два типа клиентов, но представителей этих типов будет становится все больше и больше. Интернет-торговля неизбежно будет расти, IT-стартапы появляются как грибы после дождя.
Конечно, хостинг в прежнем виде развиваться уже не сможет. Ведь главное его преимущество будет в возможности обслужить множество специфичных клиентов, которым не подошли стандартные облачные интернет-продукты. Клиенты перестанут искать просто хостинг - одному понадобится сверхзащищенный, другому сверхбыстрый, а третьему, например, временный - на короткий период. Сейчас хостинг-провайдеры уже предлагают такие специфические продукты для отдельных клиентов, но через несколько лет это будут уже не просто продукты, а сегменты рынка хостинга. Обыкновенный хостинг будет уже мало кому нужен.
Интернет-магазины будут покупать полностью настроенный сервер с возможностью ускорения работы сайта.
Веб-студии будут искать мощные производительные серверы, чтобы размещать на них сайты своих клиентов, как легковые машины на автовоз.
Защита от ddos-атак будет обычной услугой хостеров, и покупать ее станут все компании, подверженные особому риску - например, оппозиционные СМИ, а также обычные интернет-магазины, которые хотят исключить риск простоя своего бизнеса.
Услуга CDN (кэширование сайтов на установленных в разных регионах серверах) сейчас востребована, в основном, у телеканалов, но будет полезной всем, кому хочется повысить скорость работы сайта в регионах страны.
Так называемый облачный сервер будут покупать владельцы сайтов, посещаемость которых зависит от времени дня или сезона. Например, интернет-магазины фейерверков: перед новым годом они будут платить за хостинг по полной, а в остальное время - экономить.
Стартапы будут покупать готовую настроенную облачную платформу типа Jelastic, которая работает на площадке хостера. На базе такой платформы легко разрабатывать, тестировать и запускать в работу любые веб-сервисы, приложения и сайты. Ведь стартапам важно сконцентрировать все усилия на разработке и запуске продукта и быстром наращивании мощностей. Если они будут заниматься настройкой и администрированием серверов сами, то потеряют драгоценное время и деньги.
Уже сегодня бизнес не хочет даже думать о том, что им нужно арендовать какую-то «железку» для хранения данных и самостоятельно ее настраивать. Клиенты хотят платить за специализированный интернет-продукт, который подходит именно им и уже готов к использованию. Хостинг будущего именно таков: простой и понятный снаружи, но комплексный и высокотехнологичный внутри.
Автор: Андрей Шварцкопф, генеральный директор Русоникса
Статья опубликована на «РБК Daily»