Облачная инфраструктура: виды, плюсы и минусы, этапы миграции
Облако — это виртуальное пространство для хранения данных и размещения программного обеспечения. Для этого может использоваться не своё оборудование, а оборудование провайдера. Клиент арендует у провайдера столько памяти и других ресурсов, сколько требуют его бизнес-задачи. Ему не нужно организовывать свой IT-отдел и поддерживать необходимые условия для работы оборудования. Обслуживанием сервера и облака занимаются специалисты дата-центра и провайдера.
Облачная инфраструктура — это совокупность физических серверов и сетевого оборудования, то есть «железа», и программного обеспечения, которое гарантирует эффективную работу облака. Физически серверы располагаются в ЦОД, центрах обработки данных, а доступ к ним провайдер обеспечивает посредством интернет-канала. Другими словами, cloud инфраструктура позволяет пользователям разрабатывать программы, размещать свои сайты, интернет-магазины, медиаплощадки и приложения на арендованных у провайдера ресурсах. И всё это вместо покупки дорогостоящего оборудования в свой офис.
Чтобы понять, как работает облако, приведём простой пример из жизни. Скажем, вы приехали с семьёй отдыхать в Санкт-Петербург. У вас есть 3 варианта проживания:
1. Купить квартиру. Но это дело затратное и трудоёмкое. Если провести аналогию с облачными сервисами, то вместо миграции в облако бизнес приобретает своё IT-оборудование, нанимает специалистов для работы с ним и несёт все риски самостоятельно. Долго, дорого и сложно.
2. Арендовать квартиру. Это намного дешевле, но приходится её убирать, покупать продукты и готовить. Говоря об облаке, инфраструктура здесь находится в аренде, но пользователь сам её настраивает и обслуживает. Этот вариант удобен тем, кто умеет самостоятельно управлять виртуальным сервером.
3. Снять номер в гостинице. Самый экономичный и удобный вариант: затраты минимальные, делать ничего не надо — и уберут, и накормят. Снова проведём параллель. Ресурсы тоже арендованы у провайдера. Однако клиент может полностью делегировать провайдеру администрирование облака и при необходимости заказать услугу по переносу данных.
IaaS или облачная инфраструктура как услуга
IaaS — это модель, при которой провайдер предоставляет облачную инфраструктуру, а клиент использует её в своих целях и платит только за фактически потребляемые ресурсы. Речь идёт об операционной системе, памяти, вычислительных мощностях, дисковом пространстве. Таким образом, клиент в рамках арендованных мощностей получает возможность для реализации любых задач своего бизнеса: может хостить сайты и разрабатывать приложения, устанавливать любые программы и разворачивать какой угодно IT-продукт и управлять им. IaaS отлично подходит тем клиентам, кто хочет сэкономить на покупке дорогого IT-оборудования.
Перед миграцией в облако — протестируйте его возможности. Бесплатный тестовый период для новых пользователей облака Rusonyx. |
Виды облачных инфраструктур для разных целей
Публичное облако — это виртуальный многоквартирный дом. На одном физическом сервере могут находиться проекты разных компаний и пользователей, но они абсолютно изолированы друг от друга. Главный плюс публичного облака в его гибкой масштабируемости. Можно легко и быстро увеличить или уменьшить предоставляемую клиенту мощность: количество оперативной памяти, ядер, IP-адресов. При этом работа проекта не остановится ни на минуту. Этот вид облака универсален, однако идеально подходит для бизнеса с волнообразной нагрузкой на проекты. Например, для ритейла и медиапроектов, где возможны пиковые нагрузки в периоды распродаж или выходов популярных материалов.
Частное облако — полностью изолированная облачная инфраструктура. Клиент может приобрести своё оборудование или арендовать у провайдера выделенный сервер на стойке в дата-центре. Доступ к его мощностям имеет только один пользователь. Частное облако предпочитают компании с жёсткими требованиями к информационной безопасности: финансовые организации, госкорпорации и предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Гибридное облако — это совместное использование публичного и частного облака. Например, клиент может использовать частное облако для особо конфиденциальных данных, а публичное — для всей остальной IT-инфраструктуры компании.
Плюсы и минусы облачной инфраструктуры
Основными преимуществами облака являются:
1. Экономия бюджета на закупку, обслуживание и модернизацию IT-оборудования. Сюда же добавляем затраты на IT-персонал и дополнительную закупку мощностей в случае увеличения нагрузки на проекты. Этой головной боли у клиентов облачных сервисов нет. Важно отметить, что пользователь платит только за фактически использованные мощности облака — финансовая выгода облачной инфраструктуры налицо.
2. Масштабируемость — внушительный плюс облака. IT-ресурсы гибко подстраиваются под бизнес-задачи и легко увеличиваются при росте нагрузки на проект. Можно менять количество ядер, IP-адресов, объём оперативной памяти и не только без перезагрузки виртуальной машины.
3. Надёжность дата-центров. ЦОДы обеспечивают физическую безопасность размещённого оборудования и соответствующие микроклиматические условия для его работы. Инженеры дата-центров в режиме 24/7 контролируют бесперебойную и безопасную работу систем. Надёжность, доступность и безопасность ЦОД оценивается по системе сертификации Uptime Institute: Tier 1, 2, 3, 4. Где Tier 1 — стандартный уровень, а Tier 4 — самый высокий. Rusonyx размещает своё оборудование в дата-центре с сертификатом Tier 3. Такие дата-центры обслуживают, обновляют и ремонтируют системы без простоев в работе. Бесперебойное электропитание и резервирование систем охлаждения обеспечивают его бесперебойную работу. Уровень доступности такого дата-центра достигает 99,982% (95 минут недоступности в год).
К минусам работы облака отнесём зависимость клиента от работы провайдера и дата-центра. Но проблемы могут возникнуть и с собственным сервером, 100% гарантий в этом вопросе нет.
Как мигрировать в облако
Выделим 3 условных этапа миграции инфраструктуры в облако:
1. Выбор провайдера. Необходимо узнать, на каком оборудовании будет развёрнуто облако. Принципиально важно работать на промышленном оборудовании от официальных вендоров и избегать «самосборной» инфраструктуры. Немаловажно и то, в каком дата-центре оборудование располагается. Здесь имеет значение не только уровень надёжности ЦОД. Хранение персональных данных по 152-ФЗ должно быть организовано в России. Ещё следует выяснить, сколько лет провайдер на рынке облачных сервисов и изучить отзывы о его работе.
2. Составление плана миграции. Клиент может составить его самостоятельно или подключить к этой задаче технических специалистов провайдера. Они определят последовательность переноса данных, минимизируют риски потери информации, помогут выбрать подходящий вид облака.
3. Непосредственная миграция данных в облако и тестирование работы развёрнутой облачной инфраструктуры.
Эти этапы мы назвали условными, потому что IT-инфраструктура каждой компании уникальна, как и сам процесс её переноса в облако. При составлении «дорожной карты» миграции следует отталкиваться от конкретных бизнес-задач.
Облако Rusonyx работает на промышленном оборудовании от вендоров, хранит данные в ЦОД Tier III в России, а uptime сети составляет 99,98%. По запросу специалисты разработают стратегию миграции вашей IT-инфраструктуры. Для новых клиентов доступно тестирование облачного сервиса — это бесплатно. |
Сделаем выводы
- Облачная инфраструктура позволяет клиентам сэкономить на IT-оборудовании и исключить или минимизировать затраты на IT-персонал.
- Облако даёт возможность пользователям гибко управлять ресурсами, адаптировать их под нужды проекта и легко увеличивать используемые мощности при необходимости.
- Клиент может обслуживать облако самостоятельно или поручить эту задачу специалистам провайдера.